Каждый ребенок развивается в своем собственном темпе. Для достижения наилучших результатов в учебном процессе стоит изучить метод Монтессори, который пробудит в ребенке творческие способности. В чем преимущества этого метода и как его реализовать?
Метод Монтессори, что это такое и как он был создан?
Метод Монтессори – это образовательная система с участием детей дошкольного и школьного возраста. Ее предшественницей была Мария Монтессори, итальянский врач, изучавшая поведение и навыки детей из разных социальных слоев с точки зрения образования.
Ее исследование подтвердило тезис о том, что дети раскрывают свой творческий потенциал, когда они не ограничены навязанными рамками обучения . На основе этих наблюдений врач разработал педагогические принципы, которые позволили адаптировать методы обучения к способностям детей, поддерживая всестороннее развитие во всех сферах жизни.
Этот метод доказывает, что каждый ребенок способен развивать социальные, эмоциональные и физические способности. Используя эту учебную программу, дети получают удовольствие не только от игры, но и от обучения, повышая самооценку и безопасность.
Для того, кто не знаком с этой образовательной системой, может показаться, что метод Монтессори не обеспечит такого же уровня развития и знаний, как при традиционном способе обучения. Это неправда, о чем свидетельствует рост числа учреждений, предлагающих обучение в соответствии с предположениями Монтессори, и интерес к нему все еще растет.
В классах или группах дети познают мир, используя все пять органов чувств, а не только слушание, наблюдение или чтение. По собственному плану они узнают, что хотят в данный момент, выбирая из сотен возможностей.
В каком-то смысле они сами задают направление своего развития, но, самое главное, процесс обучения становится для них удовлетворительным. Они могут индивидуально или в группе заниматься тем, чем хотят, потому что обучение – это прежде всего процесс познания мира, поддерживаемый концентрацией и самодисциплиной.
Предположения педагогики Марии Монтессори:
- развитие независимости и уверенности в себе;
- выработка уважения не только к порядку, но и к работе;
- действуя из любви к тишине при выполнении индивидуальных и групповых заданий;
- достижение длительной концентрации при выполнении задания;
- самоконтроль, который позволяет развить позицию послушания;
- выполнять работу, не становясь независимыми от наград;
- развитие отношений взаимопомощи без проявлений соперничества;
- заслужить уважение к работе других людей;
- развитие навыков сотрудничества и индивидуальных талантов.
Задачи метода Монтессори это в первую очередь обучение на собственном опыте, которое направлено на то, чтобы помочь детям получить знания и приобрести практические навыки через свою деятельность. Благодаря этому они достигают большей самостоятельности, выбирая место, вид игры, а также время и форму работы.
При выполнении индивидуальных или групповых заданий дети практикуют концентрацию, а также настойчивость и точность в определенных действиях, а уроки тишины учат самоконтролю.
Развиваясь по методу Монтессори, дети, отобранные в возрастные группы, имеют возможность обмениваться опытом и навыками, что углубляет их индивидуальные возможности обучения и взаимное уважение. Во время обучения взрослые действуют как наблюдатели, которые могут замечать возможные препятствия на пути развития, оказывая поддержку.
Метод Монтессори – подбор работы
Обучение Монтессори позволяет детям развивать индивидуальные возможности обучения. Для этого следует позаботиться о подготовленной среде, которая обеспечит бесплатную работу с выбранными вами материалами. Это гарантирует правильное развитие концентрации и самодисциплины, а также положительно влияет на работу в своем собственном темпе, поддерживая развитие, а не препятствуя ему.
Для позитивной среды характерны:
- порядок, простота, доступность и красота;
- свобода работы, которая позволяет детям выбирать формы работы, а также материалы, время и место работы;
- гарантия материалов, которые способствуют открытию мира и позволяют развивать навыки;
- смешанные возрастные группы (3-летние), чтобы легче учиться и развивать способность жить в обществе.
Мария Монтессори в течение многих лет наблюдений и исследований заметила, что детей можно разделить по возрасту и подобрать им подходящие материалы, чтобы стимулировать развитие всех органов чувств.
Игрушки в духе Монтессори
Игрушки, поддерживающие развитие образовательной методики Марии Монтессори, имеют простую структуру и не слишком преувеличенные цвета, чтобы сосредоточиться на том, что важно, не отвлекая внимание.
Детям младшего возраста рекомендуется стол, который обеспечит развитие зрительно-моторной координации, а также мелкой моторики. Это фантастический способ поддержать сенсорную интеграцию и независимость, весело проводя время.
Доска Монтессори Манипуляции
Дети чуть постарше отлично проведут время, собирая классическую головоломку Гоки в тщательно подобранных цветах. Это отличное учебное пособие. Его можно использовать как игрушку для изучения и различения букв, а в более старшем возрасте – как алфавит, который будет использоваться для обучения чтению. Ребенок может составлять из букв простые слова.
Головоломка с алфавитом
Радуга Гримма – это игрушка, которая стимулирует творческие способности и мелкую моторику. Цветные деревянные арки скрывают гораздо больше возможностей, чем может показаться на первый взгляд. Ребенок может собрать из них радугу и узнать порядок, в котором расположены цвета.
Он также может создать красочный туннель для автомобилей. Деревянные луки можно складывать друг на друга разными способами, проявив немного терпения и воображения. Каждый из них можно использовать как элемент конструкции из других кирпичей.
Дети с удовольствием превращают их в колыбели для кукол или заборчик для домашних животных. Что выйдет из радуги Гримма, полностью зависит от творческих способностей ребенка.
Читайте также: Как развить интеллект ребенка с помощью настольных игр?