Как организовать семейный бизнес?

0
504
...

Семейный бизнес, как правило, подразумевает совместную работу, владение материальной базой и продуктами производства людьми, которых объединяют семейные узы, зачастую не только кровные. В идеале — это предельно прозрачный бизнес, основанный на доверии друг к другу членами семьи, когда всех участников бизнеса еще больше объединяет общая цель. Однако все ли так безоблачно на самом деле?

семейный бизнес
Фото: depositphotos.com

Вместе с изменением семейной ситуации или в случае перемены личностных убеждений меняется и цель, которая идет вразрез с общими планами совместной фирмы. Это нужно учитывать при составлении официального договора или соглашательстве, во избежание непонятных моментов в семейном бизнесе, которые нельзя запланировать, но предположить их возможность можно.

Ситуация: родной брат жены, занимая должность руководителя подразделения, организовывает свою отдельную ветку иного, но очень похожего бизнеса, переманив туда одного из лучших специалистов, но официально остается в семейном деле, считая, что ничего особенного не происходит. Вопрос задачи: как вести себя мужу, если и мама жены работает здесь же?

Правильно, вопрос покидает производственную плоскость и переходит в сферу морально-этическую, которая сопровождается утверждением, что «вся ваша семейка такая», тем самым не только разделяя две составные единицы семьи «мы», но и противопоставляя «я» и «ты». Это в свою очередь грозит распадом семьи и совместного бизнеса, по статистическим данным в 75% эти события происходят одновременно.

Когда семейный бизнес выполняют два члена семьи, устно разделив обязанности: ты производишь – я реализую, расход–доход — в один семейный бюджет, то здесь все более-менее понятно, хотя тоже бывают недоразумения. Если же совместное семейное дело получило настолько удачное развитие, что в нем необходимо участие едва ли не всех родственников и многочисленного штата сотрудников, то пора собирать семейный совет, который из семейного плавно трансформируется в производственный.

Главенствующая позиция человека в семье и на работе может не совпадать, ничуть не преуменьшая авторитет, например, самого старшего по возрасту в семье человека или самого мудрого, или самого доброго, или самого любимого.

Открытие собственного бизнеса требует соблюдения установленных законодательно государственных правил. Таким же правилом должно стать и составление совместного устава, по которому за каждым членом семьи, участником семейного бизнеса, закреплены права, роль и долевое участие в деле, обязанности. Такой документ заверяется нотариально, имеет юридическую силу при возникновении споров и материальном разделе имущества. Принятие устава не позволит переносить в рабочую обстановку, принятые в домашнем кругу, манеры и модели поведения.

Для обеспечения оптимальной работы на пользу общего дела, а не на ненужные отвлечения «разве именно я должен это делать?», целесообразно распределить должности, с учетом поля деятельности и должностных обязанностей, которые утверждаются и требуют их соблюдения.

Важно, что индивидуальные решения вопросов возможны только на вверенном общим советом участке производства, исключая такие нюансы: «а я дядя директора, проходил мимо, делайте, что скажу», соответственно с компетенцией занимаемой должности.

Требование соблюдения графика и режима работы предприятия должны одинаково распространяться на всех сотрудников, занимающих одинаковые должности. Если требование не будет соблюдено, то это повлияет на психологический климат в коллективе, что отрицательно отразиться на эффективности работы.

Специалисты, которые занимались мониторингом и анализировали совместное семейное предпринимательство, сделали вывод, что совместный бизнес, возникший на общих для участников интересах, имеет хорошие шансы на успех, и, наоборот, совместный бизнес, который не интересен кому-нибудь из партнеров, ни удовольствия, ни больших доходов не принесет.

Ксения Заика специально для сайта Женские Вопросы

 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь