Пролистывая очередную пресс-рекламу в поисках нового жилья, все чаще можно встретить такое понятие, как квартира-студия. А это еще что за «зверь» такой? Предложение для художника, который теперь может жить, так сказать, не отходя от производства? Или жилплощадь на месте прежних телевизионных декораций? Не то и не другое. Что же, предлагаем тогда вместе во всем разобраться.
Экскурс в историю
Считается, что квартира-студия есть не что иное, как зерно очередного плода западного (а говоря конкретнее, американского) образа жизни, которое со временем упало и проросло на благодатной почве отечественного рынка недвижимости. Так, явившись экспериментальным проектом архитектора Людвига Мис ван дер Роэа в начале прошлого столетия, ее основная ценность заключалась в объединении жилой и рабочей зоны квартиры в одно общее пространство (а именно, в квартире отсутствовали внутренние межкомнатные стены и, соответственно, изолированные помещения, за исключением ванны и санузла), а также в визуальном расширении жилья и возможности уйти от фиксированной типовой планировки.
Вопрос только в том, кто бы согласился жить в подобном месте? Разве что, художники, музыканты и люди прочих творческих профессий, на которых, собственно, и было ориентировано оформление данного дизайна интерьера (отсюда и название «квартира-студия»). Правда, со временем квартиры-студии полюбились также молодежи и представителям богемы, которые предпочитали жить в условиях естественного творческого беспорядка и были вольны менять планировку хоть каждый месяц. Не говоря уже о многочисленных студентах, по достоинству оценивших свободное пространство за возможность устраивать здесь шумные вечеринки.
Ну, а еще позже квартиры-студии наконец-то дошли и до нас, заразив всех и каждого лихорадочной идеей освободить свою жилплощадь от излишних стен и перегородок, что, к сожалению, не всегда идет на пользу красоте квартиры (что ни говорите, а дизайн квартиры-студии должен все-таки ориентироваться на западный прототип, а не перестраиваться из наших советских «хрущевок»).
Однако даже не это самое интересное! Поскольку в нашей интерпретации квартир-студий данная недвижимость – это жилье не эконом-класса для бедных студентов и молодых супружеских пар, которые без лишних затрат могли бы удобно организовать свое жилое пространство, а элитное дорогое строение класса люкс, не уступающее по своей цене любой полноценной «двушке»… Вот и получается, что в результате мы взрастили некий «экзотический фрукт», смысл которого до конца, увы, так и не был понят.
Дизайн квартиры-студии
Да, безусловно, уйдя от стереотипов и навешенных ярлыков при обустройстве жилья, квартира-студия дарит тысячу возможностей своим владельцам реализовать весь их творческий потенциал посредством оформления интерьера. Однако как бы то ни было в любой подобной планировке неизменно должны присутствовать три основных функциональные зоны: кухня, гостиная и спальня.
Кухня
Как говорится, любовь приходит и уходит, а кушать хочется всегда. Поэтому вопрос о наличии кухни в квартире-студии, как таковой, не должен занимать ваши умы – она должна обязательно здесь присутствовать даже в том случае, если вы привыкли питаться исключительно вне дома (так сказать, «на всякий пожарный»).
С той лишь разницей, что для частого использования кухни в студийном помещении должна быть предусмотрена специальная система ее изоляции от основной площади квартиры, которая позволила бы полностью нейтрализовала запахи приготовленных блюд. Нет, нам-то, конечно, приятно чувствовать аппетитный аромат домашней еды. А как насчет мебели или ковров, в которые буквально въедаются все «издержки производства»? Согласитесь, не каждый захочет жить с подобным напоминанием о своих кулинарных достижениях (хотя в таких ситуациях на помощь также приходят мощные вытяжки и кондиционеры с соответствующей функцией).
Зато во всех остальных случаях, т.е. когда кухня используется преимущественно для приготовления утреннего кофе, подойдут и визуальные способы зонирования площади при помощи мебели, контрастных цветов, освещения и т.д.
Гостиная и спальня
Это же касается зоны отдыха, представленной в виде гостиной и спальни, она вместе с кухней также должна стать неотъемлемой частью интерьера квартиры-студии. И в этой связи существует два возможных решения поставленной задачи: либо объединить гостиную и спальню путем использования удобного раскладного дивана в качестве достойной альтернативы кровати, либо организовать спальню наравне с гостиной в уже готовой или построенной ниши в стене (например, эркер, лоджия или ниша-будуар из гипсокартона). Причем наиболее предпочтительным является все-таки второй вариант планировки, поскольку постоянно обходиться без кровати не всегда удобно, да и не слишком полезно для здоровья (особенно, когда диван чересчур мягкий).
Столовая и рабочий кабинет
Присутствие в планировке квартиры-студии столовой либо мини-кабинета, скорее всего, считается исключением из общего правила, нежели нормой. Поскольку первый вариант характерен больше для супружеских пар с детьми, которые привыкли собираться все вместе за одним обеденным столом (в таком случае этот самый обеденный стол устанавливается в зоне кухни либо гостиной, а также на границе между ними и служит самостоятельным дизайнерским приемом зонирования пространства). В то время как второй – уместен в холостяцком жилище, где количество дополнительной мягкой мебели вполне можно свести до минимума и, таким образом, освободить место для рабочей зоны.
Санузел
И наконец, несколько слов о самом уединенном уголке в квартире, который, как ни странно, обычно и становится камнем преткновения при ее планировке. Дело в том, что санузел – это единственное изолированное пространство в студийном помещении (и мы об этом уже говорили), передвинуть который, сломав стены, вряд ли удастся. А значит, вам придется мириться с тем, что на пути к «воссоединению» кухни с гостиной, как правило, стоит еще ванна и унитаз, существенно мешая вашим архитектурным планам.
Идеи оформления интерьера квартиры-студии
Однако это все теория, и на практике подобная планировка выглядит куда интереснее. Поэтому, чтобы у вас сложилось правильное представление, что к чему, предлагаем вашему вниманию несколько удачных идей, который вы с легкостью могли повторить и на своих квадратных метрах.
Идея 1
Прав был тот, кто сказал, что гостиная – это лицо и одновременно сердце дома, где царят уют и атмосфера доброты, вежливость и взаимное уважение друг к другу. При этом совершенно не важно, чтобы это была большая просторная комната со старой винтажной мебелью и веселым потрескиванием дров в камине (тем более что в квартире-студии обустроить ее подобным образом все равно не представляется возможным). Главное лишь удачно расставить акценты и грамотно распорядиться имеющейся у вас площадью для создания нечто вроде «островка» общения, который бы располагал не только к шумным праздничным застольям, но и задушевным беседам между близкими людьми, а равно отдыху и приятному времяпрепровождению всех домочадцев. И первое, с чего следует начать в этой связи, это совместить в одной зоне гостиную и столовую.
Как вы можете видеть на фотографии, основной подход к декорированию зоны двойного назначения сводится к подбору однотонной мебели и отделочного материала, а также общего напольного покрытия, что в целом позволит зрительно увеличить небольшое пространство и предотвратить появление возможной неразберихи в силу резких контрастов или смешения противоположных стилей. Причем главным ориентиром в выборе напольного покрытия должна стать именно столовая, для которой основными критериями является его практичность и многофункциональность (согласитесь, куда легче избавиться от брызг и остатков еды на паркете либо ламинате, нежели на сплошном ковровом покрытии).
Вместе с тем иногда достаточно лишь подобрать несколько колоритных аксессуаров, чтобы абсолютно точно определить функциональное назначение той или иной части зоны. Например, маленький «пушистый» коврик, стеллаж с телевизором и ярко-оранжевый журнальный столик проведут четкую границу вашей гостиной, а вечнозеленое растение в плетеной кадке послужит импровизированным барьером между ней и столовой.
Кстати, немаловажную роль в этом дизайне квартиры-студии играет также сама мебель и освещение гостиной-столовой. Выражаясь конкретнее, массивный обеденный стол и под стать ему деревянные стулья в сложившихся условиях будут выглядеть, по крайней мере, неуместно и чересчур импозантно. А значит, лучше всего, если вы остановитесь на менее вычурной мебели из более легкого материала, которая в идеале дополнительно бы еще складывалась и раздвигалась в целях экономии места.
Кроме того, помните, что вокруг вашего обеденного стола должно оставаться ровно столько место, сколько его необходимо для того, чтобы стулья могли свободно отодвигаться и «не налезать» друг на друга, а хозяйка – беспрепятственно бы подавала гостям свои кулинарные изыски. Именно поэтому диваны расставляйте таким образом, чтобы они оказались как можно ближе к стене. Но при этом по-прежнему оставались элементом единой композиции и не создавали впечатления «пенала» (когда вся мебель стоит вдоль одной линии) как в нашем варианте планировки.
И наконец, освещение, которое также должно приспосабливаться к обстановке. Так, для общего и ненавязчивого освещения гостиной оптимальным решением платформы по потолок, которые бы подарили ей мягкий, слегка приглушенный свет. В то время как смонтированные на стене возле стола бра отлично бы не только подсвечивали окраску и текстуру еды на столе, но и в целом выделяли всю зоны приема пищи. Однако лучше всего с этой задачей справится естественное освещение, которое еще больше усилит наслаждение вкусным блюдом. Именно поэтому по возможности старайтесь поместить ваш стол вблизи окна.
Идея 2
Подумать только, скольких радостей и приятных воспоминаний лишала вас всего одна сплошная перегородка между кухней и гостиной в вашей старой квартире! Ведь пока вся семья весело проводила время в соседней комнате, вам приходилось возиться в одиночестве на кухне… А во время приема гостей вы и вовсе только и делали, что метались с тарелками и подносом из гостиной в кухню и обратно, вместо того, чтобы шутить и участвовать в оживленных дискуссиях с друзьями… Однако так было раньше, и теперь вы живете в квартире-студии, где подобные жертвы больше не к чему. Достаточно только правильно обустроить зону гостиной-кухни.
Если вы внимательно посмотрите на фотографию, то непременно заметите, что, несмотря на общность территории гостиной-кухни, полного слияния двух этих зон все-таки не происходит. И дизайнеры как бы тонко «намекают» на существующую обособленность и функциональное отличие между ними (в этом, кстати, и заключается принципиальная разница между декором гостиной-столовой и гостиной-кухни).
В частности, они используют для этого, пожалуй, самый популярный и доступный способ разграничения пространства при помощи различного напольного покрытия. А именно, для зоны кухни была подобрана темно-коричневая паркетная доска, в то время как зону гостиной дизайнеры выделили более теплым натуральным ее оттенком. При этом заданная тенденция развивается дальше, и отделочный материал отличается также по своей текстуре и декоративному рисунку, что делает переход от одной части квартиры к другой более контрастным.
Однако этим все не заканчивается и следующим условным рубежом между двумя «полюсами» является организация освещения, которая опирается на различный уровень интенсивности и яркости света в каждом из них. Так, для кухни на первом месте стоит освещение рабочей поверхности столешницы, раковины и плиты, где встроенные под навесные шкафы лампы направляют обильные потоки света на соответствующие ее участки. Чего, в свою очередь, нельзя сказать о гостиной – здесь источник света (в идеале таковым является торшер, который выполнен в соответствии с общей идеей всего интерьера), напротив, должен быть сосредоточен в зоне отдыха и чтения (например, рядом с креслом как в нашем случае), а сам свет – слегка рассеянным и «не резать» по глазам.
Но в любом случае вам непременно понадобиться общий верхний свет, т.е. возможность добиться равномерного освещения всей гостиной-кухни, что особенно важно при приеме большого количества гостей у вас дома. И в этой связи наиболее актуальными считаются подвесные потолочные конструкции (один из допустимых таких вариантом представлен на фотографии), которые позволяют в одном месте усилить, а в другом приглушить свет. Зрительно расширить помещение или представить его компактным. Определенным образом подчеркнуть либо скрыть те или иные предметы интерьера квартиры-студии.
Однако и это еще не все! Видите в зоне кухни современную барную стойку, которая выдержана с ней в одном стиле? Так вот ее присутствие здесь также не лишено смысловой нагрузки. И с одной стороны это полноценный обеденный стол, дополнительное рабочее место хозяйки, места для хранения какой-либо кухонной утвари и непосредственно сама барная стойка одновременно. А с другой – своего рода буфер или прослойка между кухней и гостиной, которая наравне с большим бежевым диваном оптимально разграничивает площадь.
Так или иначе, никогда не забывайте и о вспомогательных средствах зонирование пространства в оформлении квартиры-студии, вроде ковра, журнального столика, стеллажа с телевизором, сувениров, баночек со специями и прочих мелочах, о которых мы уже рассказывали выше. Ведь именно они и задают общее настроение всей квартире.
Идея 3
И словно в продолжение уже сказанного, на следующей фотографии вы опять можете видеть всю ту же барную стойку и угловой диван в качестве пограничной линии между гостиной и кухней. Вот только теперь засчет совершенно другой планировки они, равно как и вся остальная мебель в сочетании с ними, «заиграли» абсолютно новыми красками, занимая центральное место в зонировании нашей квартиры.
Прежде всего, подобный результат был достигнут благодаря удачно подобранному стилю дизайна квартиры-студии, который, следует отметить, является единым для всей гостиной-кухни. Дело в том, что минимализм (а именно он преобладает в представленном помещении) по праву можно считать синонимом свободы и простора квартиры-студии, где компактно расположенные элементы мебели и бытовой техники оставляют хозяйке достаточно пространства для комфортного перемещения по кухне и доступа к любым ее предметам.
В то время как, скажем, классика с ее чересчур вычурным и привлекающим к себе внимание декором, сложными переходами и расположенной в зоне видимости техникой, скорее всего, разрушила бы данную идиллию, превратив кухню в доминирующую часть помещения, что не есть правильно. Стоит ли в этой связи озвучивать тот факт, что на кухне квартиры-студии всегда должен быть идеальный порядок – никаких моющих средств на раковине, минимум кухонных аксессуаров, кастрюль и тарелок на виду, — который, собственно, и возможен исключительно при минимализме.
В целом же, весь мебельный гарнитур по своим внешним характеристикам лаконичен и не перегружен формами и деталями. В частности, для кухонных шкафчиков и шуфлядок это означает полное отсутствие ручек на их фасадах (дверцы в данном случае открываются по принципу «нажал-открыл»), которые выглядят безупречно гладкими и ровными. А для гостиной стенки – наличие всего двух полочек, количество которых продиктовано ее функциональностью. И только большой плазменный телевизор через всю стену является, как говорил классик, главным украшением гостиной-кухни, которое, благодаря грамотной планировке мебели, видно со всех ее ракурсов.
Если же говорить о цветовом решении пространства, то здесь дизайнеры пошли по пути меньшего сопротивления и выполнили интерьер в беспроигрышной черно-белой гамме с небольшими белыми и зелеными вкраплениями в обеих зонах. Что с одной стороны служит своего рода связующим звеном между ними, а с другой – дарит ощущение легкости и свободы, не ограниченные теснотой стен и нагромождением большого количества всего «лишнего».
Идея 4
Зато здесь представлен принципиально новый прием планировки площади засчет стационарной перегородки, которая позволит не только отделить зону отдыха, но и скрыть от взора гостей гору немытой посуды, оставшуюся после праздничных приготовлений. Причем в данном случае это не просто перегородка – это еще и зеркальная перегородка, что визуально делает пространство шире и дольше.
Вообще подобные эксперименты с зеркалами всегда оправданы, когда речь идет не о королевских «апартаментах», а о скромных квадратных метрах квартиры, пусть даже и «без границ». Поскольку зеркало – это самый загадочный предмет интерьера, который буквально раздвигает стены, нарушает прямолинейность и зрительно стирает какие-либо существующие в нем границы, увеличивая, тем самым, площадь как минимум в 2 раза.
Кстати, такая относительно небольшая высота перегородки (примерно с рост человека, т.е. не доходит до потолка) также выбрана неспроста, т.к. благодаря этому она создает некую иллюзию свободного пространства, не перегружает его и словно растворяет в воздушной среде. С этой же целью перегородка не примыкает плотно и к стене, и между ними остается маленький «островок» в виде барной стойки.
Вместе с тем одна только перегородка не поможет добиться желаемого результата. И поэтому достойную пару в этом деле ей составили световое (для гостиной была подобрана изящная подвесная люстра, а для кухни – бра в том же стилевом направлении) и напольное (отделочный материал, хоть и совпадает по цвету, однако явно отличается декоративным рисунком) зонирование.
Кроме того, хотелось бы отдельно отметить непосредственно стиль гостиной-кухни. Казалось бы, общая идея опять-таки сводится к известному нам модерну, на что указывает отсутствие в интерьере квартиры-студии лишних деталей и захламленности, а также сдержанный и гармоничный дизайн мебели. Вот только теперь все в нем представлено в теплых древесных оттенках бежевого и коричневого, но главное – присутствует несколько аксессуаров в винтажном стиле, вроде люстры, которые, как ни странно, не утяжеляют общую картинку.
Это важно знать
И напоследок хотелось бы с вами поделиться еще несколькими полезными рекомендациями по оформлению интерьера квартиры-студии:
- не стремитесь «запихнуть» пусть и в неограниченную стенами, но в ограниченную квадратными метрами квартиру-студию как можно больше функциональных зон, заставляя буквально каждый свободный сантиметр всевозможными шкафами, нишами, полками и прочими конструктивными возможностями. Знайте меру, поскольку в противном случае, вы рискуете заниматься дизайном не самого интерьера, а вышеперечисленных шкафчиков, полок и ниш. Не говоря уже о том, что идея создать уютное «гнездышко» для себя же любимых закончится созданием некоего гаража для бесконечного хлама;
- откажитесь от массивных деревянных моделей мебели, за исключением дивана и кресла, в пользу конструкций из металла и стекла, которые выглядят гораздо легче и не так сильно загромождают пространство. Кроме того, используйте не монолитную и сложно трансформируемую мебель, а эргономичные ее модели со встроенной техникой, свободно переставляя их из одного место в другое, тем самым, меняя «приевшийся» дизайн квартиры-студии;
- не бросайтесь в крайности и не используйте при оформлении интерьера слишком яркие или слишком темные цвета, в то время как отдельные колоритные элементы, напротив, только приветствуются. Хотя, конечно, окончательное цветовое решение выбирайте в соответствии с вашей дизайнерской задумкой;
- не оставляйте без внимания также и светодизайн, особенно, если речь идет о студийном помещении, переделанной из стандартной квартиры. Причем наличие обильного количества искусственных источников света должно быть в совокупности с достаточным естественным освещением, которые способны осветить как отдельные функциональные зоны, так и все пространство в целом;
- избегайте однообразия и стандартных решений, выбирая свой уникальный дизайн. Придерживайтесь таких стилевых направлений, как хай-тек, минимализм, модернизм и конструктивизм. И помните, что квартира-студия не приемлет косности и консерватизма во всем.
Таким образом, придерживаясь наших рекомендаций и учитывая собственные вкусовые пристрастия, вы непременно создадите свое маленькое произведение искусства.
Владислава Есманович специально для сайта Женские Вопросы