Куда пожаловаться на врача?


Иногда пациенты, обращаясь за врачебной помощью, в итоге получают новые проблемы со здоровьем или усугубляют старые. В такой ситуации каждый пострадавший пациент имеет право составить жалобу на врача.

Содержание статьи:
1. Основания для подачи жалобы
2. Законодательная база
3. Куда можно пожаловаться на врача?
4. Как правильно оформить жалобу на врача?

Основания для подачи жалобы

Каждый пациент должен знать, что он имеет право на:

  • первую медицинскую помощь;
  • выбор врача, у которого он желает проходить лечение;
  • сохранение тайны о своей приватной жизни;
  • соответствующие условия пребывания в медучреждении;
  • получение любых медицинских сведений о состоянии своего здоровья;
  • ознакомление с медицинской документацией, которая касается пациента;
  • обжалование неправомерных действий сотрудников медучреждения.

Мотивы заявителя могут быть следующими:

  • врач отказался оказать медпомощь;
  • халатное отношение;
  • неправильно назначенное лечение;
  • грубое отношение;
  • намеренное утаивание диагноза;
  • ухудшение здоровья;
  • постановка неверного диагноза;
  • преувеличенная стоимость лечения;
  • некачественно проведенная операция.

Законодательная база

Основную информацию по этому вопросу содержит ст. 41 Конституции РФ. Заявитель также может ссылаться следующие статьи УК РФ:

  • 236 ч. 2.
  • 293 ч. 1, 2.
  • 118 ч. 2.
  • 237 ч. 2.

Всеми вышеуказанными документами руководствоваться можно как во время суда, так и до него.

Куда можно пожаловаться на врача?

Руководство медучреждения

Вначале человек, который хочет подать жалобу, должен обратиться к руководству медучреждения. При этом неважно, больница это или поликлиника. Обращение к непосредственному руководителю врача – самый оперативный способ решения проблемы. Однако по закону ответ на обращение могут задержать на период до 30 дней.

Исходя из значимости обстоятельств, подать жалобу можно завотделением или главврачу. Тот, к кому обратился заявитель, должен проверить полученное заявление и вынести заключение о том, виновен ли врач. Если обращение к руководству было сделано в письменном виде, то и решение руководства должно быть предоставлено обратившемуся в письменном виде.

Одним из частых вопросов, с которым чаще всего обращаются к руководству, является хамство и грубость врача. Пациент имеет право потребовать перевести его к другому специалисту. Чаще всего жалобы хватает, чтобы разрешить конфликт, однако иногда начальство настаивает на невиновности сотрудника. Тогда пострадавшему нужно обратиться в другую организацию.

Министерство здравоохранения

В каждом городе есть городское отделение Минздрава. При нем действует общественная приемная. Деятельность последней связана с получением и обработкой обращений от населения. Вследствие этих обращений проводятся проверки, в результате которых врач, если он виновен, несет ответственность за свой проступок.

Есть четыре способа обратиться с жалобой на врача в Минздрав:

  • обратиться лично;
  • сделать почтовое отправление (следует сохранить чек об отправке);
  • отправить письмо на e-mail;
  • заполнить онлайн-форму на сайте министерства.

В случае личного обращения сотрудники министерства выдают заявителю документ, подтверждающий принятие жалобы.

По закону Минздрав должен отправить ответ не позже чем через 30 дней с того дня, как поступила жалоба. Заявитель получает ответ в той форме, о которой попросил в обращении. Если форма не была указана, ответ приходит на электронный адрес.

Суд

Каждый гражданин имеет право жаловаться на врача через суд. В этом случае медицинская экспертиза и внеплановая проверка уполномоченными органами проводятся до судебного заседания.

В иске следует указать:

  • полное наименования суда;
  • суть спора;
  • права, которые были нарушены (при этом рекомендуется указывать статьи законодательства РФ).

Заявитель должен дополнить иск доказательствами нарушений. Это могут быть:

  • документы (чеки, справки и т. д.);
  • видеозаписи и фотографии;
  • показания свидетелей.

Прокуратура

Согласно Конституции РФ и Федерального закона «О прокуратуре РФ», прокуратура реализует деятельность по надзору. Одним из ее обязательств является проверка обращений, поступивших от населения.

Если в отношении заявителя было сделано что-то, что не соответствует действующим нормативно-правовым документам, он может стать инициатором прокурорской проверки. В период до 30 дней заявителю сообщают, будет ли возбуждено уголовное дело.

Страховая компания

Полис обязательного медицинского страхования подтверждает, что человек застрахован и имеет право получать бесплатную медицинскую помощь. Этот документ есть у каждого гражданина РФ.

Страховая компания обязана принять жалобу на врача у заявителя, если она связана с доступностью и качеством оказанной медпомощи. То же касается обращений, которые связаны с просьбой врача оплатить медпомощь, лекарства, которые были применены во время стационарного лечения, диагностику или анализы, которые были сделаны по направлению врача медучреждения. В полномочия страховой компании также входит рассмотрение случаев отказа в предоставлении медпомощи.

Эксперты из страховой компании обязаны провести экспертизу, по результатам которой можно говорить, имел ли право сотрудник поликлиники или больницы действовать тем или иным образом. Если страховая компания отказывается от выполнения своих обязанностей, следует обратится в территориальный фонд ОМС. Они есть во всех регионах РФ.

Роспотребнадзор

Отношения между врачом и больным регулируются законом «О защите прав потребителей», поэтому можно пожаловаться на врача в федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.

На сайте Роспотребнадзора есть вкладка «Для граждан», где находится сервис «Обращения граждан». Чтобы получить дополнительную информацию, можно воспользоваться телефоном горячей линии, который указан на официальном сайте.

Полиция

Если действия врача связаны с правонарушением, то следует обратиться в отделение полиции. Заявление в вышеупомянутый орган стоит писать, если произошедшее является преступлением, которое предусматривает УК РФ. Такие случаи крайне редки.

Полиция также предпримет меры в случае административного правонарушения со стороны врача, если заявителю угрожали, вымогали деньги, были оскорблены его честь и достоинство.

Заявитель может написать во все вышеупомянутые органы. От тех инстанций, которые не могут помочь, придет официальный отказ. Направлять обращение сначала в высшие инстанции не имеет смысла. Так или иначе, жалоба будет перенаправлена в нижестоящие инстанции. Это порядок, который принят законодательно.

Как правильно оформить жалобу на врача?

Четких правил по составлению жалобы законом не предусмотрено. Заявитель может составить ее в свободной форме. Тем не менее, рекомендуется следовать универсальным правилам:

  • изложить проблему следует в наиболее полной и четкой форме;
  • постановка цели должна быть ясной.

Заявитель должен предоставить точные данные о том, кто жалуется и на кого. Нужно дать информацию о месте и времени оказания медпомощи, по возможности приложить документальное подтверждение.

В обращении не следует употреблять эмоциональные выражения. Рекомендуется давать ссылки на соответствующие законы РФ. Необходимо ясно указать цель жалобы, т.е. ответить на вопрос, какие меры (по мнению заявителя) следует предпринять по отношению к врачу.

Стандартная жалоба на медицинского сотрудника содержит «шапку», в которой следует указать:

  • название организации, куда отправляется оригинал;
  • ФИО ее руководителя;
  • наименование организации, куда отправляется копия;
  • ФИО ее руководителя;
  • действующая контактная информация заявителя.

Ниже записывается название: «жалоба». Далее раскрывается ее суть. Требования заявителя по мерам, которые следует предпринять по отношению к врачу, излагаются в заключительной части. Если в виде нарушения подразумеваются излишние траты, заявитель указывает требования, которые связаны с денежной компенсацией, там же.

После заключения необходимо указать реальную дату составления жалобы, подпись, инициалы и фамилию. После этого записывается перечень прилагаемых документов. Заявитель должен указать количество самих документов и их численность в листах.

Под приложением подразумевают чеки, справки и другие документы. Рекомендуется отправлять их копии, потому что, если в конце концов придется подавать иск в суд, там заявителю понадобятся уже оригиналы.

Образец жалобы №1
Образец жалобы №2
Образец жалобы №3

В РФ также существуют организации, которые помогают гражданам написать обращение. Если заявитель не может самостоятельно подготовить жалобу, он может обратиться в следующие общественные организации за помощью в ее оформлении:

  • Общество защиты пациентов;
  • Лига защитников пациентов.

Чтобы гарантировать разрешение вопроса, необходимо нанять юриста. Это предполагает большие затраты, однако именно так можно намного увеличить шансы на разрешение конфликта в пользу заявителя.

Большинство пациентов полагает, что жаловаться на врачей не имеет смысла, а приложенные к этому усилия не дадут положительных результатов. Распространено мнение о том, что врачи покрывают друг друга из-за профессиональной солидарности. К сожалению, подобные сомнения затрудняют совершенствование системы здравоохранения. В реальности жалобы на врачей помогают выявить специалистов, которые не справляются со своими обязанностями, и применить к ним взыскание.

Статья опубликована в рубрике Здоровье

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *